Значение песочной терапии для детей дошкольного возраста 16.12.2020

Консультация для родителей и воспитателей

Консультация для родителей и воспитателей

Подготовила воспитатель группы СДС ГБОУ Школа №1231

Мушреф Дарин Хасановна.

Значение песочной терапии для детей дошкольного возраста

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном периоде каждого ребенка. Она имеет огромное значение для развития всех психических процессов и личности малыша. К. Д. Ушинский определил игру как «посильный для ребенка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых».

Большое значение в жизни ребенка занимают игры с песком. Ушинский говорил: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Песочная игротерапия позволяет ребенку или группе детей создавать картину мира, такой, какой они ее видят. Дети строят свой личный мир, ощущая при этом себя творцами.

Каждый ребенок любит играть с песком. Дети его просеивают, строят дома, гаражи. А если добавить игрушки, то появляется целый мир, сюжеты из жизни, сказки. Ребенок полностью погружается в игру. Песочная игротерапия дает ребенку возможность выразить самые глубокие переживания.

Через игры с песком у детей происходит развитие познавательных процессов, улучшается психическое здоровье, развивается эстетическое восприятие, формируется гуманное отношение к окружающему миру.

К сожалению, с каждым годом растет число детей с теми или иными проблемами со здоровьем. За последние десять лет увеличилось количество детей с речевыми расстройствами. Все это является следствием ухудшающейся экологии, плохого питания, снижения двигательной активности и др. В последнее время все большее количество специалистов (педагоги, психологи, дефектологи, врачи) стараются использовать в своей практике, помимо всего прочего, песочную терапию. Эта терапия помогает решить многие задачи: терапевтические, диагностические, коррекционные, обучающие.

Особенно песочная терапия популярна для решения психологических проблем у детей. Зачастую ребенок не может объяснить, что его беспокоит. Это может быть связано с тем, что ребенок не умеет говорить или он просто сам не может разобраться в причинах своих переживаний, страхов. Именно с помощью песка внутренний мир ребенка становится зримым. Это помогает психологу найти пути решения возникших проблем.

С помощью песка воспитываются эмоции, развиваются различные умения, в том числе, математические, исследовательские, языковые. Стабилизируется эмоциональное состояние ребенка. Песочная терапия способствует развитию речи, внимания, памяти ребенка.

Игры с песком используют в обучении чтению, письму, счету. Они дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории города, страны, профессиях и многом другом.

Для проведения занятия малышу предоставляется все, что нужно для создания своей собственной модели внутреннего мира: набор фигурок, бусины, кубики, миниатюрные автомобили, игрушки, кусочки дерева, монетки, камешки, цветы, листья, конструктор. Благодаря песочной игротерапии у ребенка развивается способность к самовыражению и творческому восприятию мира.

Целью таких занятий является всестороннее гармоничное развитие личности каждого ребенка.

Еще раз обозначим задачи, позволяющие достигнуть поставленной цели:

  1. Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
  2. Развитие коммуникативных навыков.
  3. Развитие творческих способностей каждого ребенка.
  4. Осуществление индивидуального подхода к каждому малышу.
  5. Оказание помощи ребенку в повышении таких личностных черт характера, как уверенность, самостоятельность, ответственность.
  6. Выявление и коррекция страхов, агрессивности, замкнутости.
  7. Формирование эмоционального равновесия и позитивного восприятия мира.
  8. Развитие речи.

Для проведения занятий нужен световой стол. В таком случае используется сухой песок. Для песочницы потребуется влажный. Также готовим разнообразные фигурки, из которых ребенок сможет выбрать те, которые его притягивают или, наоборот, пугают. Важно, чтобы они позволили ребенку в своих играх задействовать разные аспекты жизни.

Это могут быть:

  1. Фигурки людей (разного возраста, разной национальности, разных профессий).
  2. Фигурки животных (домашних, диких, мифических).
  3. Игрушечные здания и мебель: домики, башни, замки.
  4. Соединяющие игрушки: лестницы, веревки, камни.
  5. Транспорт: машинки, самолеты, поезда, лодки.
  6. Растительность: деревья, веточки, цветы, кусты.
  7. Разные вещи: пуговицы, перья, монетки

Не забываем про формочки, лопатки, геометрические фигуры, буквы, цифры.

Все занятия проводятся в игровой форме.

Давайте рассмотрим некоторые упражнения с песком:

- «походить» ладошками по песку, оставляя свои следы;

- «поездить» ладошками или ребром ладони, выполняя зигзагообразные и круговые движения;

- создать отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки (цветы, деревья, траву, солнышко, дождь);

- сложив пальцы, изобразить загадочные следы птиц, животных, которых не существует;

- «просеять» песочек между пальцами;

- сделать отпечатки различных предметов формочками;

- сгрести песок ладонями в большую кучу - «муравейник» и разгрести его,

- «погрузить» руки в песок;

- создать рисунки на увлажненном песке;

- спрятать в песок буквы, мелкие игрушки и отыскать их.

А также развивающие математические игры в песочнице:

- «Числа и цифры»

- «Какая цифра спряталась?»

- «Математические упражнения»

Игры по обучению грамоте:

- «Написание букв, слов на песке»

- «Допиши букву, слово»

- «Найди и назови»

Как уже было отмечено раньше, песочная терапия с каждым годом все чаще используется в логопедии. Дети, у которых есть какие-то проблемы с речью, намного быстрее усваивают материал, выполняя упражнения с песком. Малыши лепят разные буквы, слова, сложные для них буквосочетания. Т.к. занятия с песком воздействуют на те центры головного мозга, которые отвечают за развитие речевой активности, то дети, которые с трудом разговаривают, намного быстрее преодолевают проблемы с речью. Детки постарше могут учиться составлять рассказы на основе того, что они «нарисовали» на песке. Это учит их связной речи, навыкам пересказа.

Особо нуждаются в песочной игротерапии дошкольники с ЗПР, ОНР, дети с ОВЗ. При таких диагнозах у детей наблюдается нарушение эмоциональной устойчивости, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения, трудности приспособления к детскому коллективу, частая смена настроения, чувство страха. Играя с песком и используя при этом фигурки, ребенок выносит наружу то, что прежде таилось в глубине детской души. Использование песочной игротерапии поможет психологу диагностировать и скорректировать поведение детей.

Занятия с песком помогают в подготовке старших дошкольников к обучению в школе. Такие занятия способствуют развитию ручной моторики и зрительно - двигательной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму.

Все чаще не только педагоги, психологи и другие специалисты, но и родители приобретают песочницу для полноценного развития своих детей. Родители вместе с ребенком могут строить волшебные города, рассказывать сказки, рисовать. Совместное общение и творчество создает в семье атмосферу любви и взаимопонимания.

Положительные результаты говорят об эффективности использования метода песочной игротерапии в педагогической практике.